Установлением Православной Церкви в течение года предусмотрено более 220 постных дней. Среди них: еженедельные-среда и пятница; однодневные: Крещенский сочельник-18 января; день усекновения главы Иоанна Предтечи (Крестителя) - 11 сентября; воздвижение Креста Господня -27 сентября.
Многодневные посты:
Великий пост от Прощеного воскресенья до Пасхи - 49 дней;
Петров пост от Недели Всех Святых (спустя неделю после Троицы) до дня апостолов Петра и Павла - 12 июля; продолжительность Петрова поста различна, иногда по числу постных дней он может приближаться к Великому;
Успенский пост от 14 августа (Медовый Спас) до Успения Пресвятой Богородицы - 28 августа (Хлебный Спас);
Рождественский пост, или Филипповский, продолжительностью 40 дней, с 28 ноября до 7 января.
Все посты имеют нравственную основу. Не случайно народная мудрость гласит: кто все четыре поста постится, за того все четыре Евангелиста.
Еженедельный пост в среду установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. Святая Церковь в эти дни запрещает употребление в пищу продуктов животного происхождения (мяса, молока, масла, яиц, сыра), разрешается растительная пища, постное масло и рыба. Спустя неделю после Троицы, от Недели всех святых до Рождества Христова по средам и пятницам запрещается есть не только мясную и молочную пищу, но также растительное масло и рыбу.
Если Благовещение (7 апреля) приходится на время Великого поста, то в этот день пост облегчается, разрешается есть рыбу и растительное масло. Это установление распространяется и на день 40 мучеников севастийских (Сороки)-22 марта, а также на Лазареву Субботу и Вербное Воскресенье (Ваий) - вход Господень в Иерусалим.
Больным, беременным женщинам и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление в строгости поста, чтобы пощение не привело к упадку сил и христианин имел силы на молитву и каждодневный труд, однако полное разрешение поста уставом отвергается. Что касается беременных женщин, то их пища должна быть особенно разнообразной и содержать все необходимое для нормального развития плода не в ущерб здоровью и матери, и младенца. Она должна быть биологически полноценной и витаминизированной, но без излишеств. Эти рекомендации строго индивидуальны и должны выполняться по предписанию наблюдающего врача. Здесь важно знать, что избыточная пища создает излишнюю нагрузку на все органы и без того обремененного тела.
Во все времена религия оказывала немалое влияние на традиции народа, уклад, быт. Она регламентировала посты и праздники. С утверждением христианства на Руси домашний стол значительно упорядочился, учитывались сложившиеся традиции и сезонные особенности. Престольные праздники перемежались многочисленными постами. Как в городском доме, так и в сельской усадьбе различался скоромный и постный стол. Натуральная простая добротная и безыскусная еда была основой каждодневного стола во всех слоях общества.
Народная мудрость безошибочна. Великий пост начинается, когда в природе происходит поворот к весне, к обновлению. Идет подготовка к весеннему севу, ожидаются испытания, требующие от человека и душевного, и физического напряжения.
Петровский пост приходится на самый разгар лета, летний зной, сенокос, полевые работы. Это время, когда человеческий организм испытывает необходимость освобождения от тяжелой мясной пищи и нуждается в витаминизированной растительной пище.
Успенский пост -проводы лета, подготовка к страдной поре (жатва, сбор урожая, плодов своего труда). Время, требующее собранности в предстоящей трудовой схватке, в борьбе с силами природы, в стремлении отвоевать каждый погожий день, ибо осенний день год кормит. И так до самого Покрова, до окончания уборочной; Как говорит русская пословица: кончил дело, гуляй смело. Наступал период раскрепощения, отдохновения от трудов праведных, время свадеб, гостеваний, застолий, трапез. Однако много есть - небольшая честь. От обильных трапез, так же как от тяжелых работ, требуется отдых, он наступает как отдых перед грядущими Святками - Рождественский пост.
Остроумный и изобретательный на выдумки и веселые шутки русский народ использовал множество пословиц и поговорок, присказок и мудрых изречений о постах: послушание паче поста и молитвы; в великий пост как узлом затянуто (о мясной пище); великий пост подожмет хвост; никто с поста не умирает; с поста не мрут, а с обжорства дохнут; путнику посты разрешены.
Не случайно церковь предписывает постепенное вхождение в пост в течение четырехнедельного подготовительного периода. Великому посту предшествуют четыре покаянные седмицы (недели), каждая из которых имеет свое название.
МЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ
Первая неделя посвящена притче о мытаре и фарисее. Как известно, фарисеи были самыми ревностными законниками, блюстителями церковных правил и обрядов. Вследствие чего, по их мнению, они-то и были образцами нравственной чистоты. Притча повествует о том, как некий фарисей пришел в храм молиться: "Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Мытарь же молился с сознанием собственной вины и чувством смирения и покаяния: "Боже! Будь милостив ко мне грешнику!" Итог притчи выражен евангелистом Лукой словами: "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".
Смирение, мудрость и трезвость, обуздание гордыни, покаяние - духовный путь к подвигу пощения.
БЛУДНЫЙ СЫН
Вторая неделя - притча о блудном сыне. Невольно вспоминается полотно Рембрандта: коленопреклоненный, раскаявшийся блудный сын, покорно отдавший себя на суд отца; образ отца любящего, всепонимающего, всепрощающего, принимающего в свои объятья покаянного сына. Руки отца на плечах сына, раскрытые для приятия. Таким видится образ Всевышнего - Спасителя мира всякому покаявшемуся. Возвращение библейского блудного сына в отчий дом - нравственное перерождение человека, духовное переосмысление, возвращение в дом Отчий.
СТРАШНЫЙ СУД
Третья неделя, предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову, грехопадению и изгнанию Адама и Евы, положившим своим невоздержанием начало человеческим грехам. Пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит мир. Неминуемое возмездие влекут за собой нераскаянные грехи человеческие. Пророчество о Страшном Суде восходит к Ветхому Завету, но во всей полноте оно раскрылось с началом проповеди Христа. "Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы" (Иоан. 3, 19).
Эта неделя называется мясопустной, или сырной седмицею, т. е. нельзя есть мясо, но можно употреблять сыр, масло, молоко, яйца и рыбу. Мясопустная седмица - прелюдия к Великому посту. Каждый верующий человек испытывает свою волю, подготавливая себя духовно и телесно. В чем сила заповеди о посте? Так ли уж важен пост? Исчерпывающий ответ получаем от преподобного Амвросия, старца оптинского:
"Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище нет греха, или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного дерева: а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде дерева, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Господь же во святом Евангелии глаголет: "аще кто пре-слушает Церковь, буди тебе яко язычник и мытарь". Будет ли тому хорошо на страшном суде, кто явится там в числе язычников? Русскому православному человеку вернее и лучше рассуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с правилами православной Церкви. Апостол пишет: "Един Бог, едина вера"; то есть как истинный Бог один, так и истинное вероисповедание одно, начавшееся от Иерусалима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина - в Иерусалиме, в Антиохии, в Александрии, в Греции и в России".
ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
В Древней Руси мясопустная неделя (седмица) совпадала с масленицей, языческим праздником проводов зимы. До принятия христианства масленица сопровождалась не только гуляньями, играми, пирами и обрядами, но и человеческими жертвоприношениями. Голос Церкви звал к покаянию, предостерегал от укоренившихся в народном сознании жестоких языческих обрядов. Масленица -единственный языческий узаконенный Церковью праздник, получивший в христианстве новое переосмысление, т. е. праздничная трапеза перед постом.
В субботу накануне мясопустной, или сырной седмицы - Вселенская Родительская суббота. В этот день совершается поминовение усопших, и особенно тех, кто умер внезапной смертью. Древняя Масленица включала обычай поминать предков блинами, отсюда и обычай подавать блины на поминках как одно из обязательных обрядовых поминальных блюд наряду с коливом (кутьей) и киселем.
Во вторник вечером во время мясопустной седмицы впервые читается молитва св. Ефрема Сирина "Господи и владыко живота моего". Эту молитву гениально переложил А. С. Пушкин в одном из самых христианских своих стихотворений:
Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем вознестись во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста. Всех чаще мне она приходит на уста " И падшего крепит неведомою силой: Владыка дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не даждь душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, - И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя. (Прп. Ефрем Сирин) Прощайте, и прощены будете. (Лук. 6,37.)
Четвертое, последнее воскресенье перед Великим постом называют прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. Издавна в монастырях существовало правило: прежде чем уединиться для поста, иноки просили друг у друга прощения. К этому же стремились во всех слоях общества. В храмах в конце службы священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения. О том, как почитал этот обычай русский царь Алексей Михайлович, мы узнаем из "Истории России с древнейших времен" С. М. Соловьева: "...в Прощеное воскресенье, прямо с Успенского собора царь с боярами и думными людьми отправлялся к патриарху, у которого уже были собраны все власти (архиереи, архимандриты), вместе с государем являлись из дворца ключники и марочники со всякими красными питьями. Начиналось взаимное угощение: патриарх подносил государю вина фряжские и меды всякие; подавал чаши боярам и думным людям, а государь, с своей стороны, жаловал чашами властей. По возвращении во дворец государь принимал начальников приказов с докладами о колодниках, которые сидят много лет, иные не за большие преступления; таких государь приказывал освобождать".
"Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния, услышьте слово Божие, услышьте завет Божий - и отпустите, простите ближним согрешения их пред вами" (Сет. Игнатий Брянчанинов).
"Что такое этот великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какою любовию, какими божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями... научает всякой добродетели и возводит к совершенству..." (о. Иоанн Кронштадтский).
Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви и до настоящего времени сохранилась в основном в Православной Церкви. Великий Пост -это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны.
Великий Пост - самый продолжительный из всех многодневных постов. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют каноническое название "святая че-тыредесятница". Седьмая, последняя неделя перед Пасхой - Страстная неделя, или Великая, отсюда и название поста.
Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде. Православная Церковь учит, что пост нужен для спасения души.
В чем же состоит истинный пост? Как его трактуют Отцы Церкви? Обратимся к проповеди Иоанна Златоуста: "Во время четыредесятницы обыкновенно все спрашивают о том, сколько недель кто постился? И можно слышать - от одних, что они постились две, от других - что три, а от иных - что все недели. Но что пользы, когда мы проведем пост без добрых дел? Если скажет иной: "я постился всю четыредесятницу"; ты скажи: я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее, имел привычку смеяться и оставил эту дурную привычку. Для мореходов нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря; но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь и без рассуждения. Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней, проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, и будет с нами постоянная от него польза... Как живущий в грехе и прежде геенны наказывается угрызением совести, так богатеющий добрыми делами и прежде Царствия наслаждается величайшей радостью, питаясь благими надеждами.
Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления.
Пост - уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание...
Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния".
НЕДЕЛЯ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ
Первая неделя поста называется "неделей торжества Православия". Она связана с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над противниками Православия, которые стремились извратить самую суть веры. Эта проблема не стала менее острой и в наши дни. Патриарх Московский и всея Руси Алексий И напоминает нам об этом и призывает знать свою веру: "Сегодня нам чрезвычайно важно знать нашу веру, ибо вновь приходит время борьбы за Православие. Многими учителями и многими изданиями сейчас предлагается Церкви так переосмыслить свою веру, что живая душа Православия исчезает. Одни уверяют себя и нас, что Православие - это некая национальная идеология. Мы же должны знать, что Православие - это поиск жизни в Боге и что всякое государственное и национальное устроение жизни для нас вторично.
Другие говорят, что Православие - это культура, некое "культурное наследие". Мы же должны знатц что Православие - это не создание культурных форм, а сокровенное стяжание Духа Святого. Третьи утверждают, что Православие - лишь одна из исторически сложившихся форм христианства и что она должна быть превзойдена в слиянии всех христианских конфессий. Мы же желаем соединения христиан не на минимальной основе нашей общей веры (которая на деле окажется максимумом безверия протестантского мира), а на той предельной полноте Богоданного откровения, что было дано Святым Отцам. Ведь никогда в духовной жизни нельзя равняться на слабейших, но напротив, все время должно искать более опытных и духовно более богатых наставников. Приходят еще некие и говорят, что Христос - это один из "учителей человечества", такой же, как Будда, Конфуций или Кришна. Но мы должны знать, что Христос -не просто учитель или пророк, Он Сам Господь, ставший человеком, чтобы спасти людей. И спасает Он нас не только Своим словом и Своей проповедью, но прежде всего Своим Распятием и Воскресением и ниспосланием на нас Святого Духа".
НЕДЕЛЯ КРЕСТОПОКЛОННАЯ
Третья неделя поста посвящена Кресту Христову. В воскресенье за всенощной на середину храма выносится Распятие, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова. В русской литературе есть немало свидетельств большой духовности человека верующего, радостного восприятия и истолкования им всего окружающего. Одним из таких ярких свидетельств является творчество И. С. Шмелева.
"В субботу третьей недели Великого Поста у нас выпекаются "кресты": подходит "Крестопоклонная". "Кресты" - особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое, где лежат поперечинки "креста" - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали еще до прабабушки Устиньи - в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:
- Православная наша вера, русская... она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.
И это сущая правда. Хоть тебе и Великий Пост, а все-таки облегчение для души, "кресты"-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки... И еще наставлял Горкин:- Вкушай крестик и думай себе - "Крестопоклонная", мол, пришла. А это те не удовольствие, а каждому, мол,
дается крест, чтобы примерно жить... и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит". ...Так и душа: одежку свою на земле покинет, а сама паром выпорхнет. Грешники, понятно, устрашаются, а праведные рвутся даже туда, как мы в баньку с тобой вот. Прабабушка Устинья за три дни до кончины все собиралась, салоп надела, узелок собрала, клюшку свою взяла... в столовую горницу пришла, поклонилась всем и говорит: "Живите покуда, не ссорьтесь, а я уж пойду, пора мне, погостила". И пошла сенями на улицу... Все и говорила: "Ждут меня, Ваня зовет... прадедушка твой покойный". Вот как праведные-то люди загодя конец знают. Чего ж страшиться, у Господа все обдумано-устроено... обиды не будет, а радость-свет... Смотри-взирай на святый Крест и радуйся, им-то и спасен, и тебя Христос искупил от смерти. Потому и "Крестопоклонную" поминаем, всю неделю Кресту поклоняемся... и радость потому, крестики сладкие пекутся, душеньку радовать. Все хорошо прилажено. Наша вера хорошая, веселая". Неделя Крестопоклонная, или Средокрестье,-это половина поста, половина пути до Светлого Христова Воскресения. По традиции в это время пекли обрядовые хлебы. Они способствовали благополучному севу, умножали плодотворящую силу зерна и земли. Постепенно вместо выпечки.хлеба стали выпекать печенья (крестцы). В них для каждого члена семьи запекали зерна злаков или монеты. Тот, кому выпадал крестик с запеченными зернами, по поверью, должен был сохранять его до посевной и бросать на пашню первую горсть зерен, чтобы урожай был богатым.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
"В шестой же месяц послан был Архангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству его не будет конца.Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лук. 1, 26-35).
АНГЕЛЬСКОЕ ПРИВЕТСТВИЕ
"Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших". Эта молитва Пресвятой Богородице называется ангельским приветствием, потому что в ней есть слова Ангела (Архангела Гавриила): "радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах", которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель мира. Также - "благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего" - сказала Деве Марии при встрече с Нею и праведная Елизавета, мать святого Иоанна Крестителя. Во все века тема материнства, материнской любви, воплощенная в произведениях искусства, рождала в людях самые глубокие и светлые чувства. Творения великих иконописцев, художников, поэтов, композиторов, посвященные возвышенной теме любви, соединяли в сознании людей этическое и эстетическое начала.
Праздник Благовещения (7 апреля) -один из самых знаменательных и волнующих душу каждого человека.
Как правило, он приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло, если совпадает со средой или пятницей. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи. По народному поверью, Благовещение самый большой праздник на небесах, на земле и в аду (грешников в этот день, как и на Пасху, не мучат). Считается большим грехом выполнять какие-либо работы: девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила; крота Бог потому ослепил, что на Благовещение землю копал; под дымом не сидят, т. е. горячего не готовят, печи не топят.
В какой день недели Благовещение, в тот день никакого дела не начинай. Каково Благовещение проведешь, так и весь год. Благовещенье - птиц на волю отпущенье. По народным приметам, весна зиму поборола. Покров не лето, Благовещенье не зима. Черногуз прилетает, медведь встает. С Благовещенья остается сорок холодных утренников. Если ночь на Благовещенье теплая -весна дружная. На Благовещенье дождь - родится рожь. Мокрое Благовещенье - грибное лето. Гроза на Благовещенье - к теплому лету и к урожаю орехов; вёдро -к пожарам. На Благовещенье мороз - к урожаю огурцов.
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
"Все премудро сотворено...-радуется на вербу Горкин, поглаживая золотистые вербешки.- Нигде сейчас не най-тить цветочка, а верба разубралась. И завсегда так, на св. Лазаря, на Вход Господень. И дерева кланяются Ему, поют Осанну. Осанна-то?.. А такое слово, духовное. Сияние, значит, божественное,- Осанна. Вот она с нами и воспоет завтра Осанну, святое деревцо. А потом, дома, за образа поставим, помнить год целый будем.
Я спрашиваю его - это чего помнить? - Как -чего?.. Завтра Лазаря воскресил Господь. Вечная, значит, жизнь всем будет, все воскреснем. Кака радость-то! Так и поется - "Обчее... воскресение... из мертвых Лазаря воздвиг Христе Боже"... А потом Осанну поют. Вербное Воскресенье называется, читал небось в "Священной Истории"? Я тебе сколько говорил...- вот-вот, ребяг тишки там воскликали, в Иерусалим-Граде. Христос на осляти, на муку крестную входит, а они с вербочками, с вайями... по-ихнему - вайя называется, а по-нашему - верба. А фарисеи стали серчать, со злости, зачем, мол, кричите Осанну? - такие гордые, досадно им, что не их Осанной встречают. А Христос и сказал им: "не мешайте детям ко мне приходить и возглашать Осанну, они сердцем чуют..." - дети-то все чистые, безгрешные,- "а дети не будут возглашать, то камни-каменные возопиют!" - во как. Осанну возопиют, прославят. У Господа все живет. Мертвый камень - и тот живой. А уж верба-то и подавно живая, ишь - цветет. Как же не радоваться-то, голубок!.. Он обнимает вербу, тычется головой в нее. И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче-дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце...-никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу - а у Горкина слеза на глазах. И я заплакал, от радости... будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звездочки стали выходить, а у лужи совсем светло, будто это от вербы -свет" (И. С. Шмелев). В строках русского писателя содержится вся суть тех событий накануне и в день Входа Господня в Иерусалим. Во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят с ветвями. На Востоке это ветви пальм, лавра, цветы, у нас - вербы, вестницы наступающей весны. Обычай освящать вербы (пальмы) был введен Церковью в IV веке. Отсюда и название праздника Вербное (Ваий) воскресенье, (греч. вайа -пальма). В Вербное воскресенье облегчается пост.
ПОСТНЫЙ СТОЛ
Создателями и хранителями секретов приготовления пищи были монастыри с их очень активной хозяйственной деятельностью. Отрезанное от мира, уединенное размещение их в тиши лесов и на берегах озер и рек побуждало к использованию в пищу всего, чем была богата окружающая природа,-рыбы, дичи, грибов, ягод, орехов, меда. Подвижническим трудом на монастырских огородах и в садах выращивались разнообразные и очень редкие и ценные овощи, зелень, фрукты и ягоды. Таким образом, монастыри были первыми очагами не только духовной, но и материальной культуры, в том числе и культуры питания и культуры приготовления пищи. Именно монахи и монахини дали немало рецептов, вошедших впоследствии и в светские кулинарные книги, и в мирской обиход. Вспомним столь известный и многими любимый хлеб Бородинский или рыбу по-монастырски. Этот перечень можно и продолжить. Явление это характерно не только для православных монастырей. Известно, насколько обогатили наш стол монахи-бенедиктинцы разнообразными и редкими, в том числе и пряными, растениями, ставшими впоследствии овощными. Ими же впервые изготовлен и знаменитый ликер Бенедиктин. Не менее известен ликер Шартрез, который впервые был изготовлен монахинями Шартрского монастыря. Мы редко задумываемся о вещах, нас окружающих, о том, каково их происхождение, кому мы обязаны привычными благами, принимая их как должное и обыденное.
Что же ели и пили наши предки "во дни печальные великого поста"? Каким был обиходный постный стол?
Самыми популярными для постных дней были похлебки, полевки, солодуха, кулага, толокно, овсяный кисель с постным маслом, печеный картофель, квашеная капуста, соленые грибы, грибные кушанья, каши из ячневой, овсяной, пшенной, перловой, гречневой круп.
Обширный перечень разнообразных постных блюд мы находим у В. И. Даля: пироги ни с чем вприхлебку с суслом; вареные волнухи, ломтевый картофель с уксусом; похлебка из конопляного сока с груздями; пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле; гороховый кисель с конопляным маслом; сусло с вишней, черемухой, клубникой, костяникой, земляникой, бояркой, брусникой (семь блюд); пироги: репник, морковник, луковник, свекольник, грибной с крупою; блины, шанежки, калитки, оладьи, мерзлая брусника; пирог с одной малиной, маковник с медом; заедки: орехи, изюм, пряники. Как видно, разнообразию нет предела. Но спросим себя: какие из упомянутых блюд использует сегодня или хотя бы знает или слышала о них рядовая семья. И даже не спрашивая, почему предана забвению эта часть жизни, понимаешь, какой урон нанесен телу и душе человека. Попытаемся же воскресить из забвения те простые и вкусные кушанья, которые готовили наши бабушки в постные дни.
Пожалуй, самое распространенное и безыскусное старинное блюдо для поста - тюря - холодная еда из подсоленной воды с кусочками хлеба и репчатым луком. Сегодня это кушанье может вызвать недоумение. Но дело не в том, из чего оно состоит. Речь идет о том, как к нему относиться. Аскеза, отказ от удовольствий, определенный психологический настрой создавали у глубоко верующего человека благодарственное приятие самой простой еды. Кроме того, голод -лучшая приправа к пище, даже если это хлеб с водой, приправленный солью и луком.
Полевка -это жидкая похлебка, которую приготавливали из ржаной муки, а точнее из заквашенного ржаного теста - расчины (расчина -от слова расчинять, зачинять или затворять квашню, в старославянских языках так называли кислое тесто для хлеба). Расчину ставили накануне, и, когда она достаточно закисала, из нее готовили полевку. Для этого в горшке кипятили воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и "заколачивали" колотовкой * (мутовкой). С помощью этой колотовки достигалась такая степень однородности любой пюреоб-разной массы, какую едва ли можно получить с помощью миксера. Полев.ку заправляли луком, сушеными грибами, сельдью, вяленой рыбой, снетками. Солодуха -так же как и полевка - жидкое блюдо, супом, однако, ее не назовешь. Это скорее десерт, она имеет кисло-сладкий вкус. Приготавливалась из ржаного солода, т. е. ржаного зерна, хорошо пророщенного, высушенного, смолотого и просеянного. В глиняном горшке кипятили воду, охлаждали до температуры 35 °С, засыпали солод и приколачивали (интенсивно перемешивали) мутовкой, чтобы не было комков. Горшок ставили на припечек, и, пока русская печь топилась, солодуха стояла в тепле. В горшок с солодухой время от времени бросали кусочки льда или снега, чтобы она не перегревалась, иначе прекратится деятельность ферментов и солодуха не будет сладкой. А поскольку при добавлении снега или льда солодуха несколько разжижалась, в нее также время от времени добавляли ржаной солод, чуть-чуть подсыпая и часто перемешивая. Иначе говоря, процесс соложания - дело тонкое, хозяйка должна "нести вахту" и постоянно держать в поле зрения солодуху, часто пробуя на вкус. Когда процесс соложания закончен, а это определяется исключительно по степени сладости, горшок ставят в печь и доводят до кипения, тотчас вынимают из печи, быстро охлаждают примерно до 25-30 °С, опускают в горшок корочку ржаного хлеба и, прикрыв сверху чистым рушником, ставят в теплое место, как правило, на русскую печь. При этом солодуха настаивается, закисает, приобретает свой характерный хлебный кисло-сладкий вкус, медовый аромат и розоватый цвет. Солодуха - бодрящее приятное холодное жидкое кушанье. Едят солодуху деревянными ложками из глиняных мисок в конце трапезы. Остается только восхищаться мудростью народной кухни. Казалось бы, ну что особенного в этой солодухе? Похлебка и только. Но с этим согласиться нельзя. Дело в том, что солодуху ели в дни Великого и Рождественского постов, когда на дворе стояли холода, испытывался недостаток витаминов в пище. А ведь что такое солод? Это продукт бурной деятельности ферментов, по существу конгломерат зародышей, кладезь витаминов и здоровья. Поэтому так кстати и так популярна и любима в народе была солодуха. И еще немаловажный факт. Готовили солодуху неспешно, со знанием дела, овладев многовековым народным опытом, который передавался из поколения в поколение. Ферментативные процессы - вообще дело очень тонкое. Практически все пищевые технологии основаны на работе ферментов: хлебопечение, сыроварение, пивоварение, виноделие, квашение и соление. А наши предки владели этими таинствами с большим искусством. Солодуха - это маленькое зернышко народной мудрости в приложении к кулинарии. Кулага, можно сказать, родная сестра солодухи. Ее также приготавливали из ржаного солода, это тоже десерт. По внешнему виду кулага напоминает кашу, она настолько густа, что ее можно резать ножом. Цвет кулаги -от золотисто-розоватого до темно-коричневого, вкус - кисло-сладкий, аромат - медовый. Приготовление кулаги, так же как и солодухи, основывается на ферментативном превращении крахмала муки и картофеля в глюкозу. Поэтому кулага имеет сладкий вкус. Для приготовления кулаги отваривают картофель в мундире, охлаждают, очищают от кожицы, измельчают так тщательно, чтобы и намека не осталось на комки. Затем замешивают солодом (просеянной ржаной мукой) полугустое тесто, перекладывают в глиняный горшок и, закрыв крышкой, ставят в истопленную русскую печь, подгребая со всех сторон к горшку горячие угли. Через час горшок вынимают, колотовкой (мутовкой) хорошо взбивают массу, вновь закрывают крышкой и ставят в печь еще на час. После этого вынимают горшок из печи, снимают крышку, охлаждают кулагу. Перекладывают в деревянную посуду (небольшую дежеч-ку), прикрывают рушником, ставят на сутки в теплое место (на русскую печь) для закисания, следя, однако, чтобы не слишком перекисла. Затем вновь перекладывают в глиняный горшок и, закрыв крышкой, ставят в печь для запекания. Кулага готова. Едят кулагу холодной, тогда она еще слаще, ароматнее и вкуснее. Толокно приготавливали из овса, обжаренного, точнее, выдержанного в продолжение ночи в уже не слишком горячей, но достаточно теплой русской печи. При этом белки зерна претерпевали изменения, денатурировались, а мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, но зато хорошо набухала в воде и быстро загустевала. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой воде, приправленной солью. Оно было любимым лакомством детворы. Из загустевшего толокна "маленькие скульпторы" быстро лепили совок, рыбок, петушков: и забава, и вкусно, и голод прогоняет. Толокном . обычно полдничали, так как между обедом и ужином проходило достаточно много времени, ужинали перед сном. Эти старинные кушанья, традиционные для постов, сегодня не только не едят, но многие и не слышали о них. Возможно и потому, что их готовили в русской печи (солодуха, кулага). На газовой или электрической плите их приготовить невозможно. Но означает ли это, что и знать о них незачем? Попытаемся возродить забытые традиции и старинные рецепты. А вот несколько постных блюд, приготовить которые одинаково успешно можно в любых условиях.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram @gurmania_ru
Gurmania.ru »2012-7-1 21:56